Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево Нижегородской области. Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери.Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно. В Дивеево очень сильная и чистая энергетика, говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки: получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
История Дивеево Преподобная Александра
Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.
Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) в Киеве Царица Небесная возвестила матери Александре, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.
Преподобная мать наша Александра происходила из древнего дворянского рода, из Рязани. Она рано овдовела и осталась с малолетней дочерью на руках. Приняв монашество в Киево-Флоровском монастыре с именем Александра, она решила посвятить свою жизнь Богу.
По пути в Саровский монастырь мать Александра остановилась в селе Дивееве, и в сонном видении Пресвятая Владычица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!»По совету Саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновке. После смерти единственной дочери и распродажи своих имений она окончательно переселилась в Дивеево около 1765 года.
Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Преподобный Серафим говорил, что Саровский Успенский собор достроен на средства матушки Александры.
Матушка выстроила себе келью у дома дивеевского священника о. Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Батюшка Серафим так умиленно говорил о ней:«Ведь она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная! Одежду носила самую простую, и то многошвейную, и опоясывалась кушачком с узелком… Из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась благодатным источником этих слез!»
Время строительства каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1773-1780 гг.) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преподобная Александра получила извещение от Господа, что в 1788 году матушка Александра по благословению Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.
Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более 60 лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, Саровские старцы Пахомий, Исайя и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви. Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося:«Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство.
25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.
Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник. Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина. По словам батюшки Серафима, Канавка эта: — стопочки Божией Матери, по ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”. Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.
Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.
Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью и было самым любимым делом православных людей. Они всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов!
Вы можете быть уверены, что каждый рубль Ваших благотворительных пожертвований пойдет на благое дело строительства Божьего Храма! Спаси Вас Господь! Выберать способ перевода: •Через SMS со счета телефона:
ИЛИ -Отправьте SMS со словом «КИОТ» пробел СУММА ПОЖЕРТВОВАНИЯ * (цифрами) на короткий номер 3434
* Допустимый размер пожертвования от 10 до 15 000 рублей. Комиссия с абонента - 0%. * * В случае если число будет указано прописью или сообщение будет содержать только текст,
суммой пожертвования будет автоматически считаться 100 рублей. »»» Ограничения операторов »»» Оферта Мегафон
Сейчас со словами: “Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою…” монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!”. Преподобная Марфа
В миру — Мария Семеновна Милюкова, в 13 лет в первый раз пришла к батюшке Серафиму со старшей сестрой, и он благословил ей остаться жить в Казанской общине. В обители прожила 6 лет. Ангелоподобное дитя Божие, она с ранних лет по суровости подвигов, чистоте и целомудрию превосходила взрослых сестер. Преподобная Марфа была почти молчальницей и непрестанно молилась. Ее послушание батюшке Серафиму было удивительно. Однажды сестра спросила матушку Марфу об одном Саровском монахе. Она и говорит: «А какие они? На батюшку, что ли, похожи?» Сестра удивилась: «Ты бываешь часто в Сарове и не знаешь, как выглядят монахи?» — «Нет, батюшка Серафим приказал никогда по сторонам не глядеть, и я так платок повязываю, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу».
Батюшка Серафим исключительно любил ее, посвящая во все духовные тайны и откровения Царицы Небесной о будущей славе обители. Она удостоилась присутствовать при молении старца о создании по повелению Божией Матери новой Мельничной обители. Скончалась преп. Марфа 19-ти лет, и о ее кончине батюшка говорил: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!» яды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось. Она была тайно пострижена батюшкой в схиму— высшую степень монашества.Схим. Марфа была похоронена в гробу, собственноручно выдолбленном преподобным, в одежде, которую он ей дал. Во время отпевания ее сестра Прасковья Семеновна, впоследствии старица святой жизни, видела в Царских вратах Царицу Небесную и схимонахиню Марфу, стоящих на воздухе в сиянии и славе. 19-летняя подвижница схим. Марфа, по словам преп. Серафима, сподобилась особой милости от Господа и «в Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит», как начальница над Дивеевскими сиротами в Царствии Небесном. Бывая в Дивееве, — говорил батюшка Серафим: «никогда не проходи мимо, а припади к могилке, говоря: «Госпоже и мати наша Марфо! Помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!» Преподобная Елена
Батюшка Серафим приказал сестрам Мельничной обители благословляться и относиться к Елене Васильевне Мантуровой как к начальнице. В 17 лет дворянка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни через видение страшного змия, собиравшегося поглотить ее и Она закричала:«Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змий тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала скорее уйти в монастырь, страшась гнева Царицы Небесной за неисполнение данного ею обета. Но только через три года преп. Серафим благословил Елену Васильевну поступить в Дивеевскую Казанскую общинку все это время испытывая ее.«Не монастырь путь твой, — говорил батюшка, — ты замуж выйдешь, и жених у тебя будет преблагочестивейший…» Только потом Елена Васильевна поняла, о каком женихе говорил батюшка Серафим:он имел в виду Небесного Жениха — Самого Господа Иисуса Христа!
Хотя Елена Васильевна до конца своих дней жила в Казанской общине, мельничным сестрам батюшка говорил о ней: «Госпожа ваша! Начальница!»Но это так смущало юную подвижницу что она повторяла:«Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть у ног ваших…»Елена Васильевна наравне с другими сестрами трудилась на послушаниях и, кроме того, как «словесная», по выражению батюшки, исполняла многие трудные поручения. Необыкновенно добрая от природы, она много помогала сестрам втайне. По заповеди, данной ей батюшкой, она больше молчала и постоянно молилась.
Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.
Однажды ее брат Михаил, также верный ученик преподобного, тяжело заболел, и старец сказал монахине Елене:«Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!» — «Благословите, батюшка, смиренно ответила она.»После этого батюшка Серафим долго беседовал с ней: «Батюшка, я боюсь смерти», — призналась Елена Васильевна. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость». Как только она шагнула за порог батюшкиной кельи, тут же и упала… Батюшка привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель со словами: «Теперь я уже более не встану!»
Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Царица Небесная показала ей обители Небесного Дивеева. Через несколько дней болезни она мирно скончалась накануне дня Святой Троицы. Елена Васильевна была похоронена рядом с первоначальницей матушкой Александрой. Не раз на этом месте хотели хоронить мирских людей, но могила всегда заливалась водой. Когда же хоронили монахиню Елену, это место оставалось сухим. Молитвословия преподобным Александре, Марфе, Елене Дивеевским Тропарь прп. Александре Дивевской, глас 5: Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено, преподобная мати Александро, слез источник непрестанный соделалася еси, молитву в Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную и изобилие благодати Божия стяжала еси, благословение Царицы Небесныя, об основании Четвертаго Ея Жребия во вселенней исполнивши; восхваляем тя с преподобным Серафимом, емуже и попечение об обители сей заповедала еси, и лобызающи стопы твоя смиренно молим тя: помяни нас у Престола Божия.
Кондак преподобной Александре Дивеевской, глас 3: Воспоим днесь Пресвятую Деву, явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во вселенней, преподобную матерь нашу Александру, да ея молитвами Господь подаст нам грехов прощение. Молитва преподобной Александре Дивеевской: «О, святая угоднице Божия преподобная мати наша Александро! Приими недостойныя молитвы наша, с пламенною верою к тебе возносимыя, и помози нам христианския добродетели стяжати, веру крепкую и любовь к Богу и к ближним имети, крест скорбей и болезней терпети. О, госпоже наша и мати! Прости, благослови, помолися за нас, да и мы будем прощены, яко ты прощена, и помяни нас у Престола Божия, да твоими молитвами спасаеми в нынешнем веце и в будущем, удостоимся хвалити и воспевати Всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»
Тропарь преподобной Марфе Дивеевской, глас 2: Равноангельное житие стяжавшая, дивная отроковице и собеседнице преподобного Серафима, госпоже и мати наша Марфо, ныне в мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас милостиваго Бога, Небеснаго Дивеева начальнице. Кондак преподобной Марфе Дивеевской, глас 8: Небесною кротостию, молчанием и неземною радостию исполнилася еси, юная и невиданная доселе в Дивеее отроковице, преподобная мати наша Марфо, в великую схиму от преподобного Серафима облеченная; темже водворилася еси с мудрыми девами в Небесном чертозе и со Ангелы Всецарю непрестанно предстоиши.
Молитва преподобной Марфе Дивеевской: «О, богомудрая и дивная отроковице, сосуде благодати Божия, в простоте голубиной пожившая, кротостию небесною, чистотою и послушанием просиявшая, сотаиннице преподобнаго Серафима, Небеснаго Дивеева начальнице, госпоже и мати наша Марфо, буди любящим и чтущим тя ходатаица спасения, в страсе Божием нас утверди, да горняя мудрствуем, а не земная, изнемогающия силы наша на бодрость премени, в любве и единомыслии укрепи и помяни нас, грешных, у Престола Божия во Царствии Небеснем.»
Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 1: Добродетельми кротости, смирения и воздержания просиявшая, таинственная начальнице Мельничныя общины в Дивееве явилася еси, преподобная мати наша Елено, даже до смерти в совершенном послушании старцу Серафиму пребыла еси и Господа лицезрети сподобилася еси, испроси и нам дерзновение Ему Единому служити во спасении душ наших. Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 5: В монашестве благочестно поживши и в юных летех путь свой скончавши, послушанием, постом и молитвою вечно неразлучною в сретению Жениха себе предуготовившая, богомудрая Елено, молим тя: от бед избави нас твоими молитвами, блаженная.
Молитва преподобной Елене Дивеевской: «О, преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще раце мощей твоих и на сия со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошение наше и принеси я ко престолу милосердаго Отца Небеснаго; яко дерзновение многое к Нему имущая: испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящи престолу Божию, ведомы суть нужды наши духовные и житейские: призри на ня матерним оком, и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение: утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и дёлы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.»
Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4: Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.
Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8: Дивеевстия светильницы всесветлыя, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, в пощении, бдении, молитве и трудех добре подвизалися есте и по смерти нас освящаете чудес источеньми и исцеляете недугующих души; молите Христа Бога грехов оставление даровати любовию чтущих святую память вашу.
Молитва преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским: «О, преподобныя матери наша, Александро, Марфо и Елено, аще и скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете и наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце Христу Богу нашему. Вы, преподобныя, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Серафимом, Саровским чудотворцем, имеете дерзновение ко Пресвятей Троице и Пречистей Деве Марии. Будите молитвенницы о нас недостойных, жительствующих во святей обители сей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы всем приходящим с верою и ко святым мощам вашим припадающим, да, вашими молитвами сохраняеми, невредими от всякаго зла пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Святые Жены Дивеевские, молите Бога о нас! Хороший фильм о преподобных Александре, Марфе и Елене Дивеевских — о них с почтением отзывался сам преподобный и Богоносный отец наш Серафим Саровский!