ОСТАНОВИСЬ НА МИНУТКУ

Поделиться в соц.сетях: 

Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью и было самым любимым делом православных людей. Они всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов.

Господь принимает наши пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи! »»» СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

В православных храмах проводится множество разных богослужений. Каждое из них имеет свой собственный смысл и отражает внутреннее содержимое веры. Одни из важнейших религиозных обрядов в церкви являются ПОМИНОВЕНИЕ и ОБЕДНЯ.

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поми­новения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается причтом по церковным синоди­кам (помянникам, диптихам) и по запис­кам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помя­нули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в православной Церкви. В записках нельзя писать име­на некрещеных, самоубийц, еретиков.

К имени усопшего присоединяется в молитве слово «новопреставленный» в течение 40 дней по его кончине, ребенка до 7 лет называют «младенцем», для употребления других уточняющих на­именований, как то: воин, девица, жена, утопший, сгоревший и т. д. нет основа­ний в заупокойных чинопоследованиях.

Зачем пишутся имена в записках о упокоении

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усоп­ших. Господь знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках пишутся для священнослужи­телей, которых мы просим молить Гос­пода об усопших — о прощении их гре­хов, избавлении от вечной муки, дарова­нии Царства Небесного.

Как завести помянникУже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым дип­тихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их по­крывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-сти­лем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам считалось большой честью. В эти цер­ковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья. Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в Церк­ви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синоди­ки ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совер­шается поминовение вечное или заказан­ное на определенное время; свои помян­ники подают для поминовений прихожа­не. Простейший помянник—это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — литургии. Чтение помянников соеди­няется с принесением святейшей жерт­вы Тела и Крови Христовых, по силе которой возносится ко Господу проше­ние омыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и переч­ня имен усопших. Обычно с течением времени воспоминания изглаживаются из человеческой памяти. Помянник напо­минает нам, о ком мы должны молиться, в память о ком совершать добрые дела. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записыва­ются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой. В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижни­ков благочестия, еще не канонизирован­ных Церковью.

Значение подачи поминаний о упокоении. Моление «о упокоении» умерших, рав­но как и прошение «о здравии» живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царст­вие Твое!» В ответ на это прошение о па­мятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,42—43). Следо­вательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными сло­вами — обрести жизнь вечную. Во время проскомидии (первой, при­готовительной части литургии), вынимая частицы из просфоры за всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в пода­ваемых помянниках или записках «О упокоении». После того как все прича­стники приобщатся святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы, произнося при этом: «Отмый, Господи, грехи поми­навшихся зде, Кровию Твоею честною».

Поминовение усопших иногда быва­ет и во второй части литургии, после чте­ния Евангелия, когда во время ектений по усопшим диакон призывает предстоя­щих помолиться о упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегреше­ние, вольное и невольное, и чтобы во­дворил души их там, где праведные упокояются. В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Гос­поди, помилуй», молясь прилежно и о своих, и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, — восклицает диакон, — царства небесного и оставле­ния грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель мо­лится в алтаре пред престолом, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов сво­их вместе светле, в месте злачне, и про­стил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву свя­щенник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот и покой…», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь». Еще одну молитву об усопших свя­щенник возносит после освящения Свя­тых Даров, по окончании песнопения «Тебе поем…», во время пения «Достой­но есть…» или песнопения, заменяюще­го его (задостойника). Священник впол­голоса в алтаре молится Богу о всех усоп­ших, просит всем, скончавшимся в на­дежде воскресения жизни вечной, упо­коения в месте вечного блаженства —- ради великой силы искупительной жерт­вы Сына Божия. Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усоп­ших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной Жертвы и благотворении, которые творятся в память их, причаща­ются так, как ведает и повелевает Сам Обладатель живых и мертвых, Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги ми­лосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блажен­ства скончавшегося. В особенности долж­но стараться совершать о нем безкровную Жертву, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с Кровью этой Жертвы, соединяет воспо­минаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной Крови Искупителя и делает его общником Хри­стовым. Поэтому не только пользующие­ся этой Жертвой, то есть братия, скончав­шаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные божествен­ные души святых обретают новую вели­чайшую радость, соединяясь и сообща­ясь с Христом через эту священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его по­беду над грехом, и чище и светлее и ис­креннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за всех. Для того Христос и установил эту Жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да ecu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молят­ся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную Жертву в честь и память святых — и таким обра­зом для всех и о всех нас бывают хода­таями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понят­но, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподо­бились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись мо­литвами святых Его».

Во время ее проведения совершается великое таинство Причастия, которое Иисус Христос завещал апостолам, а те передали своим преемникам. Что такое обедня? Для чего она проводится и в каких случаях ее заказывают?

Что означает слово «обедня»?

Термин «обедня» происходит от русского слово «обед», которое, в свою очередь, было заимствовано от старославянского «обѣдъ». Понятие считается простонародным выражением. В церковной практике его синонимом выступает термин «литургия», корни которого уходят в греческий язык. В Древней Элладе под словом λειτουργία понимали «совместное дело» и использовали в отношении денежной повинности, которую выполняли богатые граждане Афин. Со временем понятие утратило свой первоначальный смысл и стало применяться в отношении церковного богослужения.

Что такое обедня?

Народное название обедни связано с тем, что служба проводится в утренние часы – до обеда, а также с обычаем после посещения храма устраивать совместную трапезу. Под обедней понимают важнейшее богослужение суточного круга (существуют еще утреня и вечерня), выступающее кульминацией церковной службы. В больших церквях и монастырях ее проводят каждый день, а в маленьких религиозных сооружениях литургия устраивается по воскресеньям. Одним из главных элементов любой обедни выступает Евхаристия. Согласно церковным преданиям, порядок ее проведения установил сам Христос, завещая последователям вкушать хлеб и вино в знак приобщения к своему Телу и Крови. Наряду с Причастием, во время литургии православные вспоминают всю жизнь Господа, слушают чтение глав из Священного Писания, читают молитвы и поют псалмы.

Как проходит обедня?

Обедня включает в себя три этапа, которые выполняются в строгой последовательности. Первая часть литургии носит название «проскомидия», что означает «принесение». Термин связан с древним обычаем христиан приносить с собой в церковь вино и хлеб (просфору). В наши дни Божьи дары не приносятся, а заказываются непосредственно в храме. Во время проведения Проскомидии священнослужитель подготавливает хлеб и вино к Причастию, сопровождая свои действия чтением богослужебной книги (Часослова).

Второй этап обедни – Литургия оглашенных, при которой прихожане учатся, каким образом нужно жить по Заповедям Господним. Диакон или священник произносит молитвы о здравии, о близких, храме, людях, попавших в беду или совершающих путешествие, а также зачитывает главы из Евангелия.

В третьей части обедни, называемой Литургия Верных, происходит Причастие, перед которым поются молитвы, ектении и запричастный стих. После завершения Евхаристии совершается благодарение, а затем люди расходятся по домам.

Когда заказывают обедню?

Считается, что обедня обладает великой силой, поэтому перед богослужением христиане передают священнослужителю записки с просьбой помолиться о близких им людям. Для подачи прошений в храмах предусмотрены регистратуры с двумя окошками – в одном принимают записки о здравии живых, в другом – об упокоении умерших. Поминовения могут заказываться на одно богослужение, а также на месяц, полгода или год.

Обедня о здравии заказывается в том случае, если человек хочет помолиться о здоровье, пожелать долголетия и избавления от проблем. Литургия сопровождается молебном, при котором диакон зачитывает имена поминающихся, а затем возносит о них молитву. Обедня об упокоении происходит аналогичным образом, только вместо молитв о здравии осуществляется панихида.

Литургию можно назвать проявлением любви друг к другу. Чаще всего к ней прибегают, когда исчерпаны все земные средства, и у человека остается надежда только на Бога. Считается, что она помогает не только живым, но и умершим, поскольку христианская молитва способна умолить Господа о спасении усопших, облегчить мучения грешных, а иногда вывести их из ада на небеса.

Поделиться в соц.сетях: 

 

Яндекс.Метрика

Приход храма в честь иконы Божией Матери "Казанская" г. Гусиноозёрск © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Отчетность Контакты