Литургию можно назвать проявлением любви друг к другу. Чаще всего к ней прибегают, когда исчерпаны все земные средства, и у человека остается надежда только на Бога. Считается, что она помогает не только живым, но и умершим, поскольку христианская молитва способна умолить Господа о спасении усопших, облегчить мучения грешных, а иногда вывести их из ада на небеса.
Поделиться в соц.сетях:
Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью и было самым любимым делом православных людей. Они всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов. В православных храмах проводится множество разных богослужений. Каждое из них имеет свой собственный смысл и отражает внутреннее содержимое веры. Одни из важнейших религиозных обрядов в церкви являются ПОМИНОВЕНИЕ и ОБЕДНЯ. Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается причтом по церковным синодикам (помянникам, диптихам) и по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, еретиков. К имени усопшего присоединяется в молитве слово «новопреставленный» в течение 40 дней по его кончине, ребенка до 7 лет называют «младенцем», для употребления других уточняющих наименований, как то: воин, девица, жена, утопший, сгоревший и т. д. нет оснований в заупокойных чинопоследованиях. Зачем пишутся имена в записках о упокоении Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках пишутся для священнослужителей, которых мы просим молить Господа об усопших — о прощении их грехов, избавлении от вечной муки, даровании Царства Небесного. Как завести помянник. Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья. Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в Церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник—это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — литургии. Чтение помянников соединяется с принесением святейшей жертвы Тела и Крови Христовых, по силе которой возносится ко Господу прошение омыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Обычно с течением времени воспоминания изглаживаются из человеческой памяти. Помянник напоминает нам, о ком мы должны молиться, в память о ком совершать добрые дела. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой. В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизированных Церковью. Значение подачи поминаний о упокоении. Моление «о упокоении» умерших, равно как и прошение «о здравии» живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,42—43). Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести жизнь вечную. Во время проскомидии (первой, приготовительной части литургии), вынимая частицы из просфоры за всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». После того как все причастники приобщатся святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы, произнося при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею честною». Поминовение усопших иногда бывает и во второй части литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектений по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться о упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются. В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих, и о всех почивших христианах. «Милости Божией, — восклицает диакон, — царства небесного и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего просим». Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи». В это время священнослужитель молится в алтаре пред престолом, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов своих вместе светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот и покой…», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь». Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров, по окончании песнопения «Тебе поем…», во время пения «Достойно есть…» или песнопения, заменяющего его (задостойника). Священник вполголоса в алтаре молится Богу о всех усопших, просит всем, скончавшимся в надежде воскресения жизни вечной, упокоения в месте вечного блаженства —- ради великой силы искупительной жертвы Сына Божия. Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной Жертвы и благотворении, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам Обладатель живых и мертвых, Господь и Бог наш». Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную Жертву, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с Кровью этой Жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной Крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой Жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные божественные души святых обретают новую величайшую радость, соединяясь и сообщаясь с Христом через эту священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за всех. Для того Христос и установил эту Жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да ecu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную Жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его». Во время ее проведения совершается великое таинство Причастия, которое Иисус Христос завещал апостолам, а те передали своим преемникам. Что такое обедня? Для чего она проводится и в каких случаях ее заказывают? Термин «обедня» происходит от русского слово «обед», которое, в свою очередь, было заимствовано от старославянского «обѣдъ». Понятие считается простонародным выражением. В церковной практике его синонимом выступает термин «литургия», корни которого уходят в греческий язык. В Древней Элладе под словом λειτουργία понимали «совместное дело» и использовали в отношении денежной повинности, которую выполняли богатые граждане Афин. Со временем понятие утратило свой первоначальный смысл и стало применяться в отношении церковного богослужения. Народное название обедни связано с тем, что служба проводится в утренние часы – до обеда, а также с обычаем после посещения храма устраивать совместную трапезу. Под обедней понимают важнейшее богослужение суточного круга (существуют еще утреня и вечерня), выступающее кульминацией церковной службы. В больших церквях и монастырях ее проводят каждый день, а в маленьких религиозных сооружениях литургия устраивается по воскресеньям. Одним из главных элементов любой обедни выступает Евхаристия. Согласно церковным преданиям, порядок ее проведения установил сам Христос, завещая последователям вкушать хлеб и вино в знак приобщения к своему Телу и Крови. Наряду с Причастием, во время литургии православные вспоминают всю жизнь Господа, слушают чтение глав из Священного Писания, читают молитвы и поют псалмы. Обедня включает в себя три этапа, которые выполняются в строгой последовательности. Первая часть литургии носит название «проскомидия», что означает «принесение». Термин связан с древним обычаем христиан приносить с собой в церковь вино и хлеб (просфору). В наши дни Божьи дары не приносятся, а заказываются непосредственно в храме. Во время проведения Проскомидии священнослужитель подготавливает хлеб и вино к Причастию, сопровождая свои действия чтением богослужебной книги (Часослова). Второй этап обедни – Литургия оглашенных, при которой прихожане учатся, каким образом нужно жить по Заповедям Господним. Диакон или священник произносит молитвы о здравии, о близких, храме, людях, попавших в беду или совершающих путешествие, а также зачитывает главы из Евангелия. В третьей части обедни, называемой Литургия Верных, происходит Причастие, перед которым поются молитвы, ектении и запричастный стих. После завершения Евхаристии совершается благодарение, а затем люди расходятся по домам. Считается, что обедня обладает великой силой, поэтому перед богослужением христиане передают священнослужителю записки с просьбой помолиться о близких им людям. Для подачи прошений в храмах предусмотрены регистратуры с двумя окошками – в одном принимают записки о здравии живых, в другом – об упокоении умерших. Поминовения могут заказываться на одно богослужение, а также на месяц, полгода или год. Обедня о здравии заказывается в том случае, если человек хочет помолиться о здоровье, пожелать долголетия и избавления от проблем. Литургия сопровождается молебном, при котором диакон зачитывает имена поминающихся, а затем возносит о них молитву. Обедня об упокоении происходит аналогичным образом, только вместо молитв о здравии осуществляется панихида. Поделиться в соц.сетях:
Что означает слово «обедня»?
Что такое обедня?
Как проходит обедня?
Когда заказывают обедню?